Исследовательская работа ученика Жидкова Никиты,
посвященная истории 219 -го ОДРАП

    Сын одного из ветеранов 219 -го ОДРАП Арчаков Евгений Александрович выслал работу, которую сделал школьник , его ученик Жидков Никита , которого заинтересовала эта тема и он сделал по ней работу. С этой работой он выиграл городскую (город Моршанск) , областную (Тамбовская область) и Всероссийскую в Москве научные конференции школьников.
    Работа посвящена всем , кто служил в ОДРАП.
    С уважением Арчаков Евгений
    E-mail: jonarcakov@list.ru

    Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
    "Гимназия" города Моршанска Тамбовской области

    ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ ВВС СССР В ИСТОРИИ ОДНОГО ПОЛКА

    Выполнил работу: Жидков Никита Сергеевич,ученик 9 Б класса МБОУ "Гимназия"
    Научный руководитель: Арчаков Евгений Александрович,учитель истории и обществознания
    Моршанск 2017

    Содержание
    Введение
    Параграф I Штрихи к истории 219-го ОДРАП
    ПараграфII Жизнь 219-го ОДРАП в 1950-1990 гг.
    Параграф III Трагедия полка 1992-1998
    Заключение
    Список использованной литературы

    Введение
    В годы «холодной войны» на Дальнюю авиацию Советского Союза ложились непростые задачи, так как он являлась инструментом ядерной триады нашей страны и должна была сдерживать США и их союзников по военному блоку НАТО. На вооружении дальней авиации СССР после Великой Отечественной войны состояло большое количество реактивных и турбовинтовых типов самолётов: ТУ-4, ТУ-95, ТУ-16, 3М, М4, ТУ-22, Ту-22М2, Ту-22М3, ТУ-160. В случае начала войны Дальняя авиация должна была наносить по территориям потенциальных противников ракетно-ядерные и бомбовые удары, выводя из строя все ключевые объекты (связь, подводные и надводные коммуникации, флот, военные объекты), но были и боевые задачи, которые выполнялись и в мирное время, ведение стратегической разведки.В СССР такую задачу осуществляли разведывательные полки-ОДРАПы.
    На истории 219 ОДРАП (в/ч 65308), я остановлюсь подробно.

    Цель:
    исследовать историю 219-го Отдельного Дальнего Разведывательного Авиационного Полка,
    его функции и историческую роль в годы Холодной войны.

    Задачи:
    1. Изучить предназначение Дальней авиации ВВС СССР.
    2. Проследить историю зарождения 219-го ОДРАП.
    3. Встретиться с ветеранами полка.
    4. Узнать информацию о самолётах, дислоцированных в 219-ом ОДРАПе.
    5. Собрать фото и видеоматериал о жизни 219-го ОДРАП.
    6. Собрать макет самолёта Ту-16Р

    Методы исследования:
    1. Интервью с ветераном полка
    2. Электронная переписка с ветеранами полка
    3. Сбор статистических материалов.
    4. Сбор модели самолета, дислоцировавшегося в 219 ОДРАП.
    5. Сбор фото и видеоматериала.
    6. Анализ полученных данных.

    Актуальность работы:
    В настоящее время РФ не находится в состоянии "Холодной войны" со странами Запада, но международная атмосфера сегодня накалена до пределов событий 40-30 летней давности. США вместе со своими союзниками стремится к мировому господству, разногласия по Сирии, Крымскому вопросу, борьбе с международным терроризмом вновь привели нашу страну к похожей с "Холодной войной " ситуацией. Российские ВКС, как когда-то советские ВВС в частности Дальняя авиация выполняют схожие задачи: ведется патрулирование вод океана, стратегическая разведка, регулярно проходят учения, пуски ракет по условному противнику. Наши, теперь уже Российские, ВКС гарантируют населению России безопасность в непростых мировых условиях.

    Параграф I.
    Штрихи к истории 219-го ОДРАП.
    Официальная история 219-го Отдельного Дальнего Разведывательного Авиационного Полка будет написана на основании исторического формуляра полка и документов из пока ещё закрытых архивов. Но дело это не простое и требует времени. Полк выполнял специальные секретные задания правительства СССР, и поэтому полковые документы "под грифом" будут храниться в закрытых архивах ещё более 40 лет. Чтобы сохранить сейчас память о 219-м ОДРАП и собрать по крупицам историю части, пусть пока неофициальную, но основанную на живых воспоминаниях ветеранов, отдавших этому полку частицу своей жизни, я решил взяться за эту тему.

    Параграф II.
    Жизнь 219-го ОДРАП в 1950-1990 годы
    Днём рождения 219-го ОДРАП официально считается 15 сентября 1942 года. Полк был сформирован изначально, как бомбардировочный и был вооружен самолётами ТУ-2. Но основные задачи стал выполнять в годы «Холодной войны». Вначале 1950-х на Спасском аэродроме базируются дальние бомбардировщики Ту-2, Ту-4.
    В 1957-58 годах в 219-й ОДРАП стал осваивать дальние разведчики - самолеты Ту-16Р. Разведчики были единственными самолетами, решавшими конкретные боевые задачи в мирное время. Самолеты полка выполняли боевые вылеты на все виды воздушной разведки: визуальной, радиотехнической, радиационной, радиолокационной. Производили дневную и ночную, маршрутную плановую и перспективную фотосъемку. Разведчики широко использовались как в интересах сухопутных войск, так и флота, особенно при поиске корабельных соединений и отдельных судов вероятного противника. Экипажи 219 ОДРАП в конце 50-х освоили дозаправку в воздухе, в начале 60-х стали осваивать Арктику, регулярными стали полеты на северные аэродромы. Полёты были такие интенсивные, что иногда приводило к катастрофам.
    19 февраля 1964 года, находясь на дежурстве в Анадыре, потерпел катастрофу самолет Ту-16Р 219 ОДРАП, экипаж капитана Чередникова И.М. - 7 человек погибли.
    С 1960-х годов личным составом полка были освоены северные аэродромы «Подскока» — это аэродром, предназначенный для кратковременной стоянки для дозаправки и ремонта воздушных судов с целью увеличения дальности действия авиации. Такие аэродромы находились в городах Тикси, Анадырь (Угольный), самолеты разведчики Ту-16Р дежурили там постоянно, сменяя друг друга эскадрильями.
    В 70-80-е годы стали лучшим периодом в жизни 219-го ОДРАП, регулярно осуществлялись полёты, планомерно проходил ремонт самолётов и регулярно шел процесс обновления личного состава, люди стабильно получали заработные платы. Лётный состав осуществлял боевые вылеты по разведке флота потенциального противника в лице США и других стран НАТО. Перехватчики стран НАТО регулярно сопровождали ТУ-16Р в небе над Тихим океаном, об этом свидетельствуют фото, сделанные советскими экипажами. Полёты осуществлялись в три смены и с большой интенсивностью, по свидетельству ветеранов полка полёты осуществлялись в любое время суток. Но в особенности ночью. Командование США и других стран НАТО не могло спокойно действовать в Тихом океане. Полученные разведывательные сведения передавались в Москву, где обрабатывались Главным Разведывательным Управлением Генерального штаба ВС СССР. Самолёты ТУ-16Р имели мощные разведывательные станции, которые позволяли добывать такие сведения, а также временно выводить из строя ПВО ВМС США. Ветераны полка говорят о том, что часто удавалось прослушивать переговоры командования НАТО, где отмечались нервозность и раздражение из-за действий самолётов 219-го ОДРАП. Перехватчики НАТО демонстрировали советским летчикам свои ракеты и другие средства поражения, принуждая покинуть зону присутствия американского флота. Это не являлось пустой бравадой, т.к. шло противостояние, и советские самолёты выходили на боевые разведывательные задания с полным боекомплектом для оборонительного вооружения ТУ-16Р это семь 23-х миллиметровых орудий, которые также приходилось демонстрировать НАТОвским истребителям. Помимо постоянного оттачивания летных навыков, навыков дозаправки в воздухе, часто в учебных полётах проводились учебные стрельбы из пушек.
    В общем боевая и учебная работа в полку была на очень высоком уровне, каждый член экипажа, инженеры, техники и другие военнослужащие полка четко знали свои задачи. 1 и 2 АЭ постоянно дублировали друг друга в разведке, 3 АЭ состоявшая из заправщиков ТУ-16З постоянно осуществляла дозаправку разведчиков. Три поколения советских летчиков, штурманов и других членов экипажей, служивших в 219-ом ОДРАПе выполняли с честью поставленные боевые задачи, большая часть подробностей которых засекречена и в наша время.
    В 1980 году после очередной реформы Дальней Авиации на основе корпусов было сформированы три воздушные армии Верховного Главнокомандования - 46-я (Смоленск), 24-я(Винница) и 30-я (Иркутск), а командование ДА было упразднено. 219-й ОДРАП входил в составе 30ВА. Организационно полк состоял из 3 Авиационных Эскадрилий: первые две выполняли разведывательные полёты на Ту-16 Р, третья должна была их заправлять на Ту-16З (заправщики). Нумеровались самолёты по принадлежности кэскадрильи: номера первой начинались с цифры «0», например 04, 05 и т.д. Второй с цифры «2», третьей с цифры «3». В состав полка входила Технико-эксплуатационная часть(ТЭЧ), где осуществлялся ремонт самолётов, а также управление полка в составе штаба и Аэрофотослужбы (АФС), в полку проходили службу помимо мужчин и женщины, работавшие механиками в ТЭЧ или в штабе.
    С начала 80-х годов полк был переведен в связи с обострением международной обстановки полк был приведен в состояние повышенной боевой готовности и стал регулярно осуществлять дежурства, что привело к очередной катастрофе. 21 февраля 1984 года, выполняя на воздушную разведку погоды, из-за разгерметизации передней кабины потерпел катастрофу под Хабаровском самолет Ту-16З 219 ОДРАП 3АЭ. Экипаж майора Баранова В.А.: ПКК ст.л-т Бухарин А., ВШК ст.л-т Губарев А.В., КОУ пр к Николаев В., ВСР пр-к Филипчук - 5 человек погибли. ШК майор Карпов В.Я. - катапультировался. Причиной аварии стало хроническая усталость летного состава, ведь в период с 1983 по 1985 годы произошло обострение «Холодной войны из-за инцидента с Южнокорейским Боингом (1 сентября 1983 года). Личный состав 219 ОДРАП был на работе буквально круглые сутки, одна полётная смена сменяла другую.
    Поиски разбившегося самолёта в условиях зимы продолжались неделю. Нашли четырех из пяти погибших членов экипажа. Тело помощника командира корабля старшего лейтенанта А. Бухарина так и не было найдено. Этот трагический случай заставил командование полка тщательно следить за тем, чтобы личный состав полка отдыхал. В 1985 году новым командиром полка становится полковник А.П. Томов, который активно взялся за улучшение условий жизни летного и технического состава полка. Больше катастроф в полку не случалось, а летчики продолжали выполнять воздушную разведку. Полёты осуществлялись в основном в ночное время. Оттачивалась система дозаправки в воздухе. Рабочий день офицеров, прапорщиков и солдат сверхсрочной службы был с половины восьмого утра до 15 часов дня, с двумя выходными днями. За исключением тех дней, когда проводились полёты и учения. Всегда на аэродроме дежурили дежурные смены летного и технического состава. В мае 1985 года в рамках празднования 40- летия Победы были взаимные визиты авиационных военных делегаций Советского Союза и Корейской Народно - Демократической Республики. 10 советских экипажей на самолетах МиГ-23млд от 821 ИАП нанесли визит в Корею, наша сторона принимала корейскую десятку МиГ-21на аэродроме Хвалынка. В подготовке к визиту корейцев принимали участие 821-й ИАП, инструкторы из Кубинки, 219-й ОДРАП, ряд других воинских частей и целая мотострелковая дивизия. Подготовку возглавлял лично командующий ДВО генерал армии Язов Д.Т., а контролировал (ежедневно) Главком войск Дальнего Востока генерал армии Третьяк И.М. Все объекты на аэродроме были распределены между генералами, так за домик дежурного звена нес персональную ответственность заместитель командующего 1 ОДВА Кот В.С., за высотный домик отвечал другой заместитель командующего - Архаров А.П. и т. д. 1-я АЭ 219ОДРАП строила здание КПП на въезде в аэродром и другие объекты. Перелеты состоялись 8 мая. Возглавлял корейскую делегацию Главком ВВС Кореи. Командование полка активно заботилось о быте военнослужащих, выделялись квартиры , каждый год проходило заселение в новые построенные в гарнизоне Спасска-Дальнего дома для офицеров и прапорщиков 219-го ОДРАП. В полку было прекрасное сочетание как молодых специалистов, так и уже опытных летчиков, штурманов, операторов Радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и инженерно-технического состава. Полк был многонациональным, со всех концов великой огромной страны несли службу офицеры и прапорщики. Одними из лучших летчиков полка были: майор С.И. Нелипа, подполковник С.П. Вилков, капитан А.С. Шампоров, майор А.П. Нестерук, майор А.А. Елисеев, подполковник Ю.Е. Монахов и многие другие, в приложении будет список личного состава. В конце 1988 года командиром полка становится полковник О.А. Задора, ранее являвшийся заместителем командира полка по боевой подготовке. По воспоминаниям сослуживцев являлся высококлассным летчиком, прекрасным командиром и хорошим человеком. Ныне он проживает в городе Иркутск. В полку стало ещё больше уделяться внимание лётной и инженерной работе, сокращены часы направленные на политическое воспитание, нередко мешавшее. Были заменены командиры эскадрилий. Командиром 1 АЭ стал подполковник А.А. Елисеев, командиром 2 АЭ подполковник А.П. Нестерук, командиром 3 АЭ подполковник А.З. Фёдоров люди опытные и высоко профессиональные и прекрасные наставники для молодых летчиков и штурманов. Личному составу полка было объявлено, что скоро все будут переучиваться на новый тип самолётом Ту-22М . В 1991 году полк стал готовиться к переучиванию на новые машины. Ту-16Р планировалось постепенно вывести из летного состояния и построить для них базу хранения и применять в случае начала военных действий.

    Параграф III .
    Трагедия 219-го ОДРАП 1992-1998 гг.
    Вначале 90-х наступило смутное время. В декабре 1991 произошел развал Советского Союза, трагическое явление для нашей истории. Началось сокращение вооруженных сил. 219–й ОДРАП был подведен в юрисдикцию созданных ВВС РФ и остался единственным полком в дальней авиации, в функции которого входила стратегическая воздушная разведка.РФ оказалась в тяжелом экономическом и политическом положении, не хватало средств на содержание армии. В 1992 году снизилась интенсивность полётов из-за нехватки топлива, летный состав больше не осуществлял разведывательные полёты над Тихим океаном, ограничиваясь полётами вблизи аэродрома. Личный состав стал направляться на переучивание в 52 ИТБАП, дислоцированный в Шайковке, а также в Дягилего, а затем в Белой (Иркутской области) на новые самолёты- Ту-22М. В силу начавшегося сокращения на переучивание отбирали не всех, многих талантливых летчиков сочли не перспективными в силу различных причин, хотя многим из них не было и 40 или чуть за 40. Среди таких оказались майор С.И. Нелипа, майор В.А.. Чернов, подполковник А.А. Елисеев и др. Все, кто оставался в Спасске-Дальнем продолжали службу на оставшихся в полку Ту-16Р.
    В январе 1993 года стали приходить новая техника: самолёты Ту-22М2 и Ту-22М3. Стало обычным делом: задержка зарплат и отпускных пособий. С 1993 года личный состав полка стал массово увольняться от ставших невыносимых условий службы. К середине 1993 года уволилось около одной трети личного состава полка. В 1993 году командир полка полковник О.А. Задора перевёлся в город Иркутск в штаб 30-й Воздушной Армии на должность летчика-инструктора, новым командиром полка был назначен полковник Н.В. Проскуряков, который перевелся с города Тарту (Эстония). Рабочий день личного состава полка был удлинен до 18 часов вечера, включая субботу, что на фоне сокращений выглядело, не очень разумно, и это решение ещё больше усилило увольнения или переводы в другие части. Гарнизон Хвалынка пустел.
    В декабре 1993 года было завершено переучивание полка на самолёты типа Ту-22М. Вместо трёх удалось сформировать только две эскадрильи в общем количестве 12 самолётов, из которых летало 3-4. Летом 1994 года закончили свой путь самолёты Ту-16Р, которые не летали уже с 1993 года. Все оставшиеся на дальних стоянках аэродрома самолёты этого типа были отправлены в металлом, кроме борта с бортовым номером «04», который в апреле 1993 года был перегнан в Рязанскую область, в центр переучивания летного состава в посёлке Дягилево, став музейным экспонатом. 219-й ОДРАПстал последним полком в Дальней Авиации ВВС РФ, снявшим с вооружения самолёт Ту-16 . Полк продолжал терять боеготовность. В период с 1994 по 1998 годы было уволено большое количество офицеров и прапорщиков, которые не могли служить в таких невыносимых условиях. В конце 1997 года нехватка личного состава в полку стала катастрофической, особенно в инженерно-техническом составе. Полк стали готовить к расформированию.
    В апреле 1998 года полк был расформирован окончательно.Оставшийся личный состав простился со знаменем полка, которое было передано в Центральный музей Вооруженных Сил в Москве. Некоторое количество летающих самолётов типа Ту-22М3 были переведены в гарнизон Воздвиженка(Уссурийский район Приморского края), туда же перевилось большинство оставшегося личного состава, пожелавшего служить, а остальные ушли в запас. Так закончилась история 219-го Краснознаменного Отдельного Разведывательного Авиационного Полка, выполнявшего боевые задачи в интересах нашей страны в мирное время.

    Заключение
    В ходе проделанной работы мне удалось узнать о жизни авиационного полка, который действительно выполнял реальные боевые задачи в мирное время собирая разведывательные данные о вероятном противнике США и стран НАТО. Благодаря общению с ветеранами я узнал о том, как добывались разведывательные данные о потенциальном противнике, как истребители США и других стран НАТО мешали нашим летчикам выполнять поставленные задачи, на каких самолётах полк выполнял свои задачи. Благодаря личному знакомству с одним из ветеранов полка, майором Арчаковым А.Е, который живет в городе Моршанске ,мне также удалось узнать год, когда был сформирован полк, какие задачи он выполнял изначально и какие стал выполнять потом. Поразило то, что личный состав полка очень самоотверженно выполнял боевые задачи, часто в ущерб личному времени, мало уделяя внимания своим семьям. Мне удалось составить примерный список личного состава полка на основе воспоминаний ветеранов. Самые негативные впечатления оказали на меня годы в жизни полка после распада СССР с 1992 по 1998, когда падал налёт экипажей, происходило сокращение Вооруженных Сил, то с какими трудностями шло переучивание полка на новую технику, как оставшийся личный состав пытался поддерживать боеготовность своими силами, ну и собственно как полк расформировали. Ветераны 219-го ОДРАП являются примером для подрастающих поколений, ведь они честно служили стране, выполняя очень непростые задачи. В нынешних ВКС РФ не существует отдельных полков такого типа, хотя опасности в нашей тяжелой международной обстановке не уменьшилось. Но к счастью времена меняются к лучшему, нынешнее руководство страны, задумалось о своей армии, о ключевой её составляющей Военно-Воздушных Силах. Дальняя и стратегическая авиация проходит модернизацию, растут конкурсы на поступления в летные и инженерные военные училища. Хочется верить, что в 21 веке Россия будет защищена надёжными людьми и отличной авиационной техникой.

    Список использованной литературы и источников
    Справочная литература
    1. В. И. ВороновТУ-16 Прерванный полёт, «Авиация и Время» //Киев 2010 г.
    2. Рощин Г.П.История Дальней авиации СССР. Ч.1,2." - //., М. 2001
    3. В.В. Решетников "Дальняя авиация России"// "М.2004 г.
    4. Сумароков В.Н«Крылья Родины» Дальняя авиация- основные перспективы//.М 2014 г.
    5.. Грачёв В.П. Воспоминания о службе в 219-ом ОДРАП // М. 2013г.

    Источники
    1. Электронные письма ветеранов 219 ОДРАП.
    2. Воспоминания от ветеранов полка, полученные в ходе бесед через социальные сети.
    3. Сайт www.ODRAP.ru
    4. Интервью с ветераном полка Арчаковым А.Е.//декабрь 2016


    ПРЕЗЕНТАЦИЯ





































Вернуться на первую страницу

© 2005. Авторы сайта 219 ОДРАП и дизайн: Злобин В.В. и Гетун И.В., All Rights Reserved


Рейтинг@Mail.ru