Предыстория Спасского Аэродрома или Штрихи к Истории 219 ОДРАП
    Официальная история 219-го Отдельного Дальнего Разведывательного Авиационного Полка
    будет написана на основании Исторического формуляра полка и документов из пока ещё закрытых архивов.
    Но дело это не простое и требует времени. Полк выполнял специальные секретные задания правительства СССР, и поэтому полковые документы "под грифом" будут храниться в закрытых архивах пятьдесят лет. Но до этого времени мало кто из ветеранов полка доживет.
    Чтобы сохранить сейчас память о 219-м ОДРАП и собрать по крупицам историю части, пусть пока неофициальную, но основанную на живых воспоминаниях ветеранов, отдавших этому полку частицу своей жизни, был создан этот сайт и поддержан однополчанами.

    Итак, предыстория Спасского аэродрома или штрихи к истории 219-го ОДРАП …


  • Спасск-Дальний
    ЖД вокзал 1903г.
    Февраль 1904 года, в Спасске-Дальнем была сформирована воздухоплавательная рота, такие же роты были созданы в Иркутске и Чите. Эти формирования применялись для ведения боевых действий в ходе русско-японской войны. Боевые задачи, поставленные личному составу роты, заключались в том, чтобы наблюдать за расположением и передвижением войск противника и корректировать огонь артиллерии. Скромными были и возможности тех средств, которыми располагали воздухоплаватели. С помощью привязанных воздушных шаров наблюдателей поднимали на высоту не более 300 метров. В ясную погоду расположение и перемещение войск противника наблюдались на расстоянии 6-7 верст и передавались с высоты до 100 метров в рупор, а с большей высоты - записками, которые сбрасывались в конвертах с песком, или по телефону. Последнее было очень дорогим удовольствием и потому использовалось очень редко.

  • воздухоплавательная рота
    К сожалению, боевая работа воздухоплавателей не смогла повлиять на печальный для России исход русско-японской войны, но, тем не менее, первый опыт боевого применения воздухоплавательного подразделения оказался положительным. Во-первых, после окончания русско-японской войны по решению военного министерства России во всех военных округах стали срочно формироваться воздухоплавательные роты и отряды. И, во-вторых, с этого времени в военном лексиконе твердо и навсегда, установилось такое понятие, как "воздушный противник".
  • В сентябре 1911 года было принято историческое решение о создании в русской армии шести авиационных отрядов.
  • Летом 1913 г. в селе Спасском (ныне Спасск-Дальний) базировался авиаотряд аэропланов («Блерио» и др.), который возглавлял штабс-капитан Никифоров. Официально отряд тогда назывался Сибирским воздухоплавательным батальоном, при котором даже действовала авиашкола. Ее пилоты совершали перелеты по маршруту Спасское — Никольск-Уссурийский — Владивосток, а также на Ханку, в Шкотово и другие уголки края.

  • аэроплан «Блерио»
    В 1914 г. первые четырехмоторные бомбардировщики "Илья Муромец" конструкции Сикорского начали поступать на вооружение, а 23 декабря 1914 г. решением военного министра России вводится в действие "Положение об организации эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец" под командованием генерал-майора Михаила Шидловского - первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков.
    • В период с мая по июль 1918 года в Красной Армии началось формирование авиаотрядов, и к сентябрю 1918 года был сформирован 61 авиаотряд, в том числе разведывательные:
    • 24 отдельный разведывательный авиаотряд в Петрограде;
    • 35 отдельный разведывательный авиаотряд в Нижнем Новгороде;
    • 49 отдельный разведывательный отряд, действовавший на Брянском направлении.
  • Приказом РВС РСФСР №423/60 1921 года из 24, 35 и 49 разведотрядов была сформирована первая разведывательная авиаэскадрилья, которая вошла в состав первой разведывательной эскадры с дислокацией ст. Ухтомская Московской обл.
  • В 1922 году приказом РВС №1296/26 эскадрилья переходит в непосредственное подчинение ВФ МВО с наименованием первой отдельной разведывательной авиаэскадрильи.
  • Двадцать второй год, гражданская война и знаменитые "штурмовые ночи Спасска"…

  • самолет-разведчик Р-1
    В соответствии с приказом РВС №367 от 9.3.24 г. первой разведывательной авиаэскадрильи присваивается наименование им. В.И.Ленина и впредь она именуется 1 РАЭ им. В.И.Ленина. В этом же году в соответствии с приказом начальника ВВС №331 эскадрилья участвует в первомайском параде. От 13 съезда РКПб эскадрилья получила 19 самолетов-разведчиков Р-1.
  • Приказом РВС №1303/216 от 1924 года 1 РАЭ им. В.И.Ленина переименована в 1-ю легкобомбардировочную авиаэскадрилью им. В.И.Ленина с дислокацией в г.Липецк.
  • В соответствии с приказом начальника ВВС №26/С 1926 года первая ЛБАЭ им. В.И.Ленина перевооружается новыми самолетами Р-1, в соответствии с приказом РВС №704/131 1 ЛБАЭ им. В.И.Ленина переименована в сороковую отдельную авиаэскадрилью им. В.И.Ленина и в этом же году эскадрилья перебрасывается на ДВК в г.Спасск-Дальний.
  • Приказом-распоряжением начальника ВВС РККА по шифротелеграмме от 17.7.29 года и приказом Ком. Приморским корпусом №2 от 29.7.1929 года 2 НО сороковой ОАЭ им. В.И.Ленина в составе 19 Приморского корпуса принимает участие в районах Мишаньфу, Дишудчжень, Мули, Санчагоу в течение всего конфликта 1929 года. В соответствии с приказом от 12.10.29 года 40-я ОАЭ им. В.И.Ленина участвовала в составе 15 самолетов в операции на реке Сунгари совместно с Амурской флотилией и земными войсками по уничтожению бело-китайского Сунгарийского флота. С 18.11 по 21.11.1929 года эскадрилья участвовала в операциях под Лишаньфу, совместно с кавалерийской бригадой и пехотными частями по уничтожению бело-китайской кавалерии и пехотных частей. За участие в боях при защите Советской республики в период гражданской войны 8 Красвоенлетов награждены орденом "Красного знамени". За участие в боях против бело-китайцев во время конфликта на КВЖД - 1929 год 8 Военлетов награждено орденом "Красного знамени". В 1929 г. разведчики составляли 82%, от общего числа самолетов в советской боевой авиации.
  • 25 июня 1932 года 40-я ОАЭ им. В.И.Ленина переходит на новые штаты и новую матчасть - многоцелевой разведчик-штурмовик Р-5.
  • В соответствии с приказом по ОКДВА №0013 от 27.1.1933 года эскадрилья переименована в 29-ю легкобомбардировочную им. В.И.Ленина.
  • В 1934 году на аэродром Спасск-Дальний перебазируется из Гатчины эскадрилья самолетов-разведчиков Р-5.
  • В 1934 году у берегов Чукотки был зажат льдами ледокол "Челюскин". Решение правительства СССР от 29 ЛБАЭ была составлена группа летчиков, которую возглавил командир звена капитан Камарин Николай Петрович, вместе с ним убыла группа в составе 7 человек. За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные при этом мужество и героизм Каманин Н.П. удостоен звания Героя Советского Союза. 4 человека награждены орденом "Ленина", 2 человека орденом "Красного знамени", а 1 - "Красной звезды".
  • В конце 1936 года авиаэскадилья получает новую матчасть - скоростной бомбардировщик СБ.
  • В январе 1937 года 29 ЛБАЭ им. В.И.Ленина переходит на новые штаты и переименована в 59-ю скоростную бомбардировочную АЭ им. В.И.Ленина с дислокацией на аэродроме Хвалынка г.Спасск-Дальний.
  • В соответствии с приказом Ком. ОКДВА №0084 от 28.6.1938 г. сформировать 36-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе пяти эскадрилий с дислокацией штаб АП, 1, 2, 3 АЭ на аэродроме Красный Кут, 4 и 5 АЭ - Хвалынка. Полк вошел в состав 25 авиабригады 1 ОКА. Основой формирования полка явились: 59 СБАЭ им. В.И.Ленина и частично 58 СБАЭ.
  • В 1938 году на базе гатчинской эскадрильи , на аэродроме г.Спасск-Дальний был сформирован 55-й бомбардировочный авиаполк на самолетах СБ.

  • бомбардировщик СБ
    27 июня 1938 года со Щелковского аэродрома в Подмосковье взлетел ДБ-3 - серийный дальний бомбардировщик Ильюшина под именем "Москва". Самолет взял курс на Восток, преодолел 7580 километров за 24 часа 36 минут без посадки и приземлился в Спасске-Дальнем.
    На другой день В.К. Коккинаки и А.М. Бряндинский стали Героями Советского Союза.
    Страна гордилась своими соколами, своей авиацией, созданной советскими конструкторами, на советских заводах, из советских материалов. Учитывая конфликты с Японией, полет имел особое значение. Неспроста родилась частушка:
    Если надо, Коккинаки долетит до Нагасаки
    и покажет он Араки, где зимуют пиво-раки!
  • 1938 год, 36-й и 55-й бомбардировочные авиационные полки из Спасска участвовали в разгроме японцев у озера Хасан.
    24 августа 1938 года по приказу командира 25 авиабригады полки приведены в боевую готовность. Из 4 и 5 АЭ сформирована сводная АЭ в составе 12 самолетов СБ под командованием командира 4 АЭ капитана Мозгового Александра Селивановича. 24.8.38 г. она перелетела на аэродром Кневичи и была подчинена штабу 1 Армии из 1, 3 и части 2 АЭ была сформирована 2 САЭ под командованием командира 3 АЭ ст. лейтенанта Тишкова Михаила Михайловича с дислокацией на аэродроме Красный Кут.
    Из 1, 2, 5 АЭ была сформирована 3 САЭ в составе 13 самолетов СБ под командованием помощника командира полка капитана Левенберга с дислокацией на аэродроме Хвалынка.
    1 августа 1938 года 1 САЭ в составе 12 самолетов СБ произвела 1 боевой налет на высоту западнее озера Хасан, было сброшено 2040 авиационных осколочных 2,5 кг бомб и 4 бомбы ФАБ-50 по пехоте противника. Во время бомбометания в зенитной артиллерии противника был сбит один СБ, который загорелся и упал на территорию противника. Летнаб л-т Боровиков Андрей Евстегнеевич выпрыгнул на парашюте и приземлился на вражеской территории. Японцы пытались взять его в плен, но он не желая сдаться живым, последней пулей застрелил себя. Пилот Гавриш и стрелок-радист Брусников сгорели в самолете.
    Другой самолет был подбит, но сел на своей территории. 2.8.38 г. эскадрилья капитана Мозгового А.С. произвела второй боевой налет по безымянной высоте, что западнее оз. Хасан, но вследствие плохих метеоусловий бомбы сбросили в море.
    2 САЭ из-за плохих метеоусловий произвела посадку с бомбами. 3-5 августа из-за плохих метеоусловий боевых действий не было, но было дополнительно подготовлено 4 СБ и сформировано 4 экипажа. 6.8.38 г. в день генеральной атаки: 1 САЭ в составе 9 СБ произвела боевой налет на высоту Заозерную. При бомбометании зенитная артиллерия вела огонь, но все самолеты вернулись на свой аэродром невредимыми. 2 САЭ вылетела на подавление артиллерии противника в районе Дигашали (между оз. Хасан и деревней Хамоваку), в составе 18 СБ. Одновременно с аэродрома Хвалынка вылетела 3 САЭ в составе 13 СБ на бомбардировку противника, все самолеты вернулись на свои аэродромы. 7.8.38 г. 1 САЭ в составе 9 СБ произвела боевой налет по артпозициям противника в р-не озера Камчануп.
    В этот же день 2 САЭ летала на подавление артиллерии противника в районе горы Сируми в количестве 17 СБ, а 2 САЭ в составе 14 СБ - для разрушения дороги Монто - Кусан - Сонион. Таким образом за период с 1-8 августа 36 СБ АЭ произвел: 113 самолетных вылетов, было сброшено: ФАБ-100 300 штук, ФАБ-50 - 214 штук и АО-2.5 кг - 2040 штук, а всего бомб 2554 штуки, весом 45800 кг. Потери полка за это время: сбит 1 СБ, погибло 3 человека, подбито 2 СБ (сели на свою территорию) 3 самолета имели 36 пробоин от пуль и осколков. За выполнение боевых заданий в р-не оз. Хасан указом президиума ВС СССР от 25.10.38 г. 24 человека награждено орденом "Красного знамени", 354 человека награждено знаком "Участникам боев у озера Хасан", а летнаб Боровиков Андрей Евстегнеевич удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
  • В соответствии с приказом наркома обороны №315/Ш от 28.1.1940 г. и приказа ВВС 1 КА №0045 от 2.2.40 г. 4 февраля 1940 г. 24 экипажа из Спасска-Дальнего в количестве 72 человек откомандированы на Советско-Финляндскую войну для участия в боях на северо-западном фронте (Карельский перешеек). Некоторые из них награждены орденами СССР.
  • В конце июля 1941 г. 55-й СБАП перебазировался из Спасска в Тамбов. Затем полк вошел в состав Юго-западного фронта (Полтава) и начал боевые действия. В это время в районах, прилежащих к Днепру, шли ожесточенные кровопролитные бои, которые к сентябрю завершились окружением юго-западной группировки наших войск. Полк без всякого прикрытия истребителей, неся большие потери, наносил непрерывно бомбо-пулеметные удары по войскам и переправам через Днепр. Экипажи совершали высочайший героизм и самопожертвование, особенно при уничтожении переправ вместе с войсками и техникой через Днепр у Кременчуга. К середине сентября из скоростных бомбардировщиков остался один СБ, на котором в г.Ростов были отправлены знамя полка и документы. Оставшиеся около 60 человек вместе со штабом и командиром полка в пешем порядке и в основном бегом чудом вышли из замыкающего кольца окружения. Далее вновь формирование, пополнение, получение новых самолетов …

    самолет ПЕ-2
    В июле 1941 года 36 СБАП реорганизован на штат 3-х эскадрильного, а 25 декабря получает новую матчасть в количестве 6 самолетов ПЕ-2. В соответствии с директивой МКО №030 от 15.5.1943 г. в полку насчитывалось 32 самолета ПЕ-2 и 1 ПО-2. С 1942 года 36 СБАП работал по штату №015/136 ближнебомбардировочного авиаполка ВВС КА. С 9 августа 1945 года по 3 сентября полк базируясь на аэродроме с. Ивановка Приморского края под командованием майора Макарина М.А. на самолетах ПЕ-2 в составе 27 экипажей участвовал в войне с империалистической Японией, произведя 134 самолетных вылета на бомбардировку коммуникаций противника. В результате, атаке были подвергнуты города: Муданьзянь, Хулинь, Бели, ж/д станции, дороги и находящиеся на них воинские эшелоны, всего полком сброшено 94 тонны бомбового груза. Своих потерь полк в войне не имел. За отличие в выполнении заданий командования на фронте борьбы с японскими захватчиками 75 человек летно-подъемного состава награждено: 24 орденами и 51 медалями (пр. 9 ВА №0131 от 29.8.45 г., №132 от 29.8.45 г., №0137 от 10.9.45 г., №0162 от 20.9.45 г., пр. 34 АД № 137, №0148 от 11.9.45 г., №0146 от 10.9.45 г., №066 от 18.8.45 г. (36 ББАП), №072 от 3.9.45 г). Приказом №072 от 23.8.45 г. объявлена благодарность всему личному составу полка от верховного ГК т.Сталина И.В.
  • Летом 1941 года номер 219 был у дальнебомбардировочнего авиационного полка самолетов ДБ-З, входившего в состав 35-й ДБАД с дислокацией под Брянском. 20.08.41 г. 35-я ДБАД обращена на формирование 52-й ДБАД, затем опять военные переформирования и путь этот такой: 52-я ДБАД - 24-я АД ДД - 3-я АД ДД - 13-я АД … В декабре 1941 года 219-й ДБАП был расформирован. Из остатков личного состава этого полка, а также расформированных 98-го, 100-го, и 223-го авиаполков был организован 7-й авиаполк 27-й учебной офицерской авиационной дивизии ночных экипажей ВВС КА на самолетах Ил-4 (крайние даты архивных документов в ЦАМО: июнь 1941 - сентябрь 1945). Полк базировался городе Бузулуке, ПриВО. Наряду с подготовкой экипажей для фронта зимой 1941 - 1942 гг. полк силами тех. состава производил сборку самолетов Ил-4 (ДБ-3Ф), прибывавших с завода в разобранном виде. 7-й УОАП ночных экипажей ВВС КА в декабре 1945 года был расформирован на основании директивы Генштаба и ВВС КА (директива ГШ номер орг/10/14171 от 4.12.45 года; ВВС номер 640907 от 10.12.45 г.). Летчики и штурманы переданы Ивановской и Мичуринской школам ВВС КА; воздушные стрелки-радисты и воздушные стрелки направлены в строевые части 18-й ВА ВВС КА. Самолетный парк был законсервирован на длительное хранение и сдан 244-й авиатехбазе 18-й ВА ВВС КА с последующим назначением в строевые части 18-й ВА ВВС КА. Авиатехимущество, учебное оборудование переданы Рязанской, Ивановской и Мичуринской школам. Полковое Красное Знамя 29 декабря 1945 года сдано в штаб 27-й УОАД для передачи в Центральный музей КА.

  • Бомбардировщик Ту-4
    Днём рождения 219-го ОДРАП официально считается 15 сентября 1942 г.
  • Суровые реалии Холодной войны, которая началась практически сразу после окончания войны горячей, сделали необходимость воссоздание Дальней Авиации в полном объеме, создается воздушная армия с управлением в Хабаровске. В начале 50-х на Спасском аэродроме базируются дальние бомбардировщики Ту-2, Ту-4.
  • В 1957-58 годах в 219-й ОДРАП стали поступать дальние разведчики - самолеты Ту-16Р. Разведчики были единственными самолетами, решавшими конкретные боевые задачи в мирное время. Самолеты полка выполняли боевые вылеты на все виды воздушной разведки: визуальной, радиотехнической, радиационной, радиолокационной. Производили дневную и ночную, маршрутную плановую и перспективную фотосъемку. Разведчики широко использовались как в интересах сухопутных войск, так и флота, особенно при поиске корабельных соединений и отдельных судов вероятного противника.

  • Ту-16Р
    Экипажи 219 ОДРАП в конце 50-х освоили дозаправку в воздухе, в начале 60-х стали осваивать Арктику, регулярными стали полеты на северные аэродромы.
  • 19 февраля 1964 года, находясь на дежурстве в Анадыре, потерпел катастрофу самолет Ту-16Р 219 ОДРАП, экипаж капитана Чередникова И.М. - 7 человек погибли.
  • В 1980 году после очередной реформы Дальней Авиации на основе корпусов было сформированы три воздушные армии Верховного Главнокомандования - 46-я (Смоленск), 24-я(Винница) и 30-я (Иркутск), а командование ДА было упразднено. 219-й ОДРАП входил в составе 30ВА.
  • 21 февраля 1984 года, выполняя на воздушную разведку погоды, из-за разгерметизации передней кабины потерпел катастрофу под Хабаровском самолет Ту-16з 219 ОДРАП 3АЭ. Экипаж майора Баранова В.А.: ПКК ст.л-т Бухарин А., ВШК ст.л-т Губарев А.В., КОУ пр к Николаев В., ВСР пр-к Филипчук - 5 человек погибли. ШК Карпов В.Я. - катапультировался.

  • Ту-22М3
    1992 год, наступило смутное время, начинался развал Союза и сокращение армии, увольнялся и личный состав 219-го ОДРАП. Взлетно-посадочную полосу аэродрома закрыли на ремонт. Экипажи одной эскадрильи 219-го ОДРАП переучивались в Шайковке на новую технику - самолет Ту-22М3. Тогда 52-й Гв.ТБАП организационно входил в состав 43-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Дальней Авиации. Два экипажа полка в апреле 92-го участвовали в авиашоу в гарнизоне Кубинка. Самолеты Ту-16 перегонялись на аэродром Белая.
    Позже в 1998 г. полк был расформирован, некоторое время на Хвалынке был аэродромом подскока с военной комендатурой …
  • В 1998 году внесена корректировка генерального плана г. Спасска-Дальнего. У города появилась потребность в новых территориях и возникла необходимость обеспечить защиту Спасска от наводнений рек Спасовки и Кулешовки. В муниципальную собственность переведены земли, ранее занимаемые воинскими частями. В городе проживает 60 тыс. человек (из них около 7 тысяч безработных), с учетом населения сел Спасского и Новинки около 75 тысяч. Горожанам планируется выделять под строительство нового жилья территорию в восточной части города, в районе бывшего аэродрома. В будущем планируется ориентация в основном на малоэтажные здания.

  • Планер Бланик
    Июнь 2004 года (затем 2007 г.), на аэродром Хвалынка г. Спасск-Дальний прошел традиционный слет членов федераций легкой и сверхлегкой авиации Приморья. С аэродрома Приморского отделения РОСТО в Новонежине двухместный самолет "Бланик" прилетел в Хвалынку. Самолет был собран из старого чешского планера, японского двигателя и собственноручно изготовленных недостающих деталей преподавателями и студентами Приморского авиационного техникума.

    ТАКОВА СТОЛЕТНЯЯ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНАЯ И АВИАЦИОННАЯ ИСТОРИЯ СПАССКОГО АЭРОДРОМА
    И ОТДЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ К ИСТОРИИ 219 ОДРАП.



      Информацию к истории 219 ОДРАП собрал Злобин В.В. на основе источников:
    1. "История Дальней авиации СССР. Ч.1,2." - Рощин Г.П., М., 2001, 2003.
    2. Боевой состав Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
    3. "300 вылетов за линию фронта", мемуары, Евдокимов Г. П.
    4. "Исторические формуляры авиачастей и 319 ОКВП"
    5. "Воздушный щит Страны Советов" - Дроговоз И.Г. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002.
    6. "Воздухоплаватели"
    7. Постановление СНК СССР 2265-977сс от 05.11.40 г. "О Военно-воздушных силах Красной Армии"
    8. "Дальняя авиация России", журнал "Авиация и космонавтика", специальный выпуск 2004 г.
    9. Электронные письма ветеранов 219 ОДРАП.

      .


Вернуться на первую страницу

© 2005. Авторы сайта 219 ОДРАП и дизайн: Злобин В.В. и Гетун И.В., All Rights Reserved


Рейтинг@Mail.ru