Аварии, катастрофы и потери Ту-22M

(построено 497 самолета, в т.ч. Ту-22M2 – 211 шт. , Ту-22M3 – 268 шт. )

Свои замечания и материалы можно выслать Виктору Злобину на E-mail: vvz-tu16@mail.ru



    Дата = Самолет № = Командир = Место в/ч = погибли = Обстоятельства (= разделитель полей)


    23.11.73=Ту-22М2 =Сасин Г.К. =Казань=2=На полигон для испытаний отстрела пушки вылетели: КК Г.К Сасин, ПКК Б.В. Машковцев, ШК В.Ф. Мещеряков, ВШК А.Е. Старостин. В районе Саратова в кабине появился дым. Экипаж попытался определить причину возгорания, но не смог этого сделать (впоследствии выяснилось, что сгорел трансформатор обогрева лобовых стекол). Приняли решение садиться на запасном аэродроме в Энгельсе. При подходе к аэродрому КК дал команду "обесточить" самолет - выключить основные генераторы. ВШК выполнил команду, но перестарался и выключил заодно резервные генераторы, а также аварийные преобразователи. Обесточенная машина потеряла управление, начала кувыркаться, а потом свалилась в крутое пике. КК приказал экипажу катапультироваться. Удалось только ВШК. У ШК Мещерякова при попытке покинуть машину сломалась чека катапульты и он погиб в кабине. Погиб и Машковцев. При осмотре места трагедии выяснилось, что он был не пристегнут. Эксперты предположили, что Машковцев отстегнулся, чтобы было удобнее наклониться вниз для определения источника дыма. Во время падения машины его перегрузкой вытащило из кресла и прижало к остеклению фонаря. КК катапультировался за несколько секунд до столкновения самолета с землей на высоте всего лишь ста метров, взрывная волна раскрыла купол парашюта. Летчик получил очень тяжелые травмы, но остался жив. [2]
    11.05.79=Ту-22М2 №19 =К-н Кубраков В.В. 2 кл. =943 МРАП =1=День, ПМУ. На первом, при полете по большой коробочке, на 3400м и приборной 600км/ч экипаж почувствовал резкий толчок и резкую вибрацию с увеличением ее частоты. Речевой информатор: "'Проверь пожар. Проверь стреловидность. Выпусти шасси. Переключи 1 гидросистему на стабилизатор. Проверь давление в 1 гидросистеме." На отклонение штурвала с-т не реагировал, и начал беспорядочно падать. С начала возникновения аварийной ситуации до столкновения с-та с землей прошло 45 сек. Экипаж принудительно был катапультирован командиром. Сам прыгнуть не смог и погиб. Самолет начал разрушаться еще в воздухе вследствие сильных перегрузок. Причина катастрофы: разрушение турбины правого двигателя, лопатки пробили 8 т.б., что привело к взрыву 6-9 т.б. и разрушению киля. Соста экипажа: КК Кубраков Виктор Владимирович, ПКК Кузнецов, ШК Перелепченко, штурман-инструктор Каленинихин. Капитан Кубраков, спасая жителей Янтарного, погиб, уводя горящий самолёт за пределы села. За проявленное мужество лётчик Кубраков посмертно награждён орденом Красного Знамени. В селе установлен памятник на месте его захоронения. Янтарненской школе и одной из сельских улиц присвоили имя Виктора Кубракова, а в самой школе создали музей. [3][5][6]
    08.07.83=Ту-22М=К-н Цибулин В.М.=1229 ТБАП=1=Экипаж выполнял взлет на маршрут ночью в ПМУ. После отрыва (через 7 сек.) на борту сработала сигнализация «Вибрация велика» левого двигателя. КК уменьшил режим работы левого двигателя, а затем превел его на малый газ. Т.к. сигнал «Вибрация велика» не снимался, КК в режиме набора высоты на высоте 140 м и скорости 480 км/ч выключил левый двигатель. Продолжая набор высоты с вертикальной скоростью 2-3 м/с, летчик отвлек внимание на контроль вибрации и на высоте 215 м и скорости 450 км/ч вывел с-т на критический угол атаки по УАСП. С-т перешел на энергичное неуправляемое снижение с переменными кренами от +20 до -70 град. и через 18 секунд столкнулся с землей. Штурман-оператор первым принял решение (самостоятельно) на катапультирование и покинул с-т на высоте 120-150 м. ШК покинул с-т на высоте 100-120 м при левом крене до 60град. Полное наполнение произошло под воздействием взрывной волны. Приземление произошло в 15 м от взорвавшегося с-та. Ввод в действие катапультируемого сидения КК совпал с началом разрушения с-та. ПКК средствами аварийного покидания не воспользовался. [4]
    18.01.85=Ту-22М2=К-н Ширманов А.А. = Монгохто 568 МРАП =4=Самолет упал ночью в ПМУ на плановых полетах возле ближнего привода. Экипаж погиб. Через 58сек после начала разбега на Н=250м, V=470км/ч с-т перешел в снижение с углом 12 гр. и вертикальной скоростью до 40м/с со скоростью до 650км/ч без выключения форсажа, на удалении 1050 м и левее оси ВПП столкнулся с землей. На Н=250м для уменьшения тангажа летчик отдавал штурвал двойным триммированием для снятия нагрузки. В поисках ведущего экипаж отвлекся и упустил момент перехода на снижение. После команды РП "Выключи форсаж" за 2 сек до столкновения с землей сделали попытку вывести самолет незначительным взятием штурвала на себя, не отдавая отчета о попадании в катастрофическую ситуацию. Причин катастрофы много: вылет с интервалом в 3 мин вместо 2х, неразбериха, перенос плановой и т.д.[3]
    16.05.86=Ту-22М2== Шайковка 52 ТБАП =0=На взлете, после отрыва, произошел пожар СУ. Экипаж начал разворот на обратный посадочный, начался пожар 2-й СУ. КК довернул в озеро, т.к. был над г.Киров на высоте 80-60м. КК катапультировал экипаж сам за 2-3с до взрыва. Самолет взорвался над проходной завода (заправка была 42т). Экипаж жив, ШК повредил ногу. На земле погибло более 20 чел., а остатки самолета упали в озеро. причина: некондиционный т/шланг перегорел на двигателе. [3]
    12.07.85=Ту-22М2 =М-р Пеньков В.М.инстр. п/п-к Борисов К.В. =240 МРАП =2=Аэродром Быхов, день, ПМУ. Полет парой. На выравнивании, с 1 метра при скорости 310км/ч с-т увеличил тангаж с 5 гр. до 18-19, пошел в набор и с высоты 40 м свалился на удалении 1120 м от начала ВПП самолет столкнулся с полосой, стойки подломились. При дальнейшем движении с-т стал разрушаться и загорелся. На 1520м остановился и сгорел. Борисов два раза давал команду катапультироваться, один раз - командир. Штурман прыгнул на высоте 5м, на нисходящей, штурман-оператор покинул самолет после его остановки, командир и инструктор находились без сознания и были эвакуированы наземными службами. Борисов скончался на месте, Пеньков - в лазарете через 7 час., не приходя в сознание. Причина катастрофы: отказ рулевого привода из-за обрыва штока компенсатора усилия и попадания стружки в золотник управления, что привело к самопроизвольному выходу его на полный рабочий ход.[3]
    04.09.85=Ту-22М=П/п-к Карповский Б.М.=1229 ТБАП=4=Экипаж командира полка выполнял полет ночью по маршруту. При снижении на высоте4700м и на скорости 600км/ч с-т вошел в кучево-дождевую облачность и подвергся интенсивной электризации и обледенению. В результате разряда статического электричества и ослепления произошла временная потеря экипажем пространственной ориентировки. Это привело к отклонению штурвала влево до 50град., созданию большого крена и угла пикирования до 70град. За 13 секунд до столкновения с землей с-т был выведен из крена, но из-за большой вертикальной скорости снижения и малого запаса высоты с-т столкнулся с землей на скорости 1065 км/ч с углом тангажа 30град., вертикальной скоростью 219 м/с и взорвался. Экипаж погиб.[4]
    21.04.87=Ту-22м2 =Копылов В.= Сольцы 840 ТБАП=0=ЛТУ АЭ. На взлете заклинил стабилизатор в положении макс. кабрирования и самолет вышел на закритический угол атаки и 'свалившись' упал. Экипаж успел катапультироваться. Расследование установило, дословно: 'нарушение продольной управляемости самолета, из-за возникшей в механической проводке управления стабилизатора временного упора, приведшего к ограничениям управления штурвала'. Проще говоря за штурвал что то попало. Причина в РА57(рулевой агрегат) оторвался золотник и выдал команду на кабрирование. По другой версии - из приборной доски выпали часы или что-то в этом роде. Экипаж: КК-Копылов, ПКК-Стрельцов, ШК- Мочалов, ШО-Храмков - все потом долго и благополучно летали также в одной эскадрильи.[3]
    Версия очевидца катастрофы. Проходила итоговая за 1-е полугодие. Самолет взлетал с максимальным весом. Стабилизатор перед началом взлета был в положении -10 град., в процессе разбега стабилизатор был отклонен в положение -18 град. После отрыва от полосы и уборки закрылков (при уборке закрылков автоматически уменьшается угол отклонения стабилизатора на 5 град.), что и произошло. Экипаж стал уменьшать угол отклонения стабилизатора, но самолет продолжал увеличивать угол тангажа, несмотря на то, что стабилизатор был отклонен на угол -3 град., а это угол нейтрального положения стабилизатора, но перебалансировки не произошло и самолет продолжал увеличивать угол тангажа. Произошел упор в торсион и буквально сразу произошел отброс колонки при катапультировании. Официальную причину довели такую:" возможное заклинение проводки управления по тангажу из-за возможного попадания постороннего предмета (типа сосуда сантехники), из-за незащищенности проводки управления самолетом". При расследовании этой аварии комиссия не ответила на главный вопрос, почему происходило увеличение угла тангажа при таких отклонениях стабилизатора? Кроме того, не был найден "черный" ящик с записями переговоров экипажа, но при этом найдена булавка, которой застегивалась защелка сосуда сантехники. [5] Александр Сиянов
    20.07.88=Ту-22М3 Б/№35=К-н Лесняк А.И.=Серышево 1225 ТБАП 2АЭ=4=Экипаж из Белой на ЛТУ полка, выполнял взлет ночью на маршрут. В процессе взлета на 32 секунде ШК и ПКК доложили об отказе своих указателей скорости. На четвертой минуте полета на высоте 1400м с-т вышел на второй режим, началась прогрессирующая поперечная раскачка с потерей высоты. Только через 2 мин. 20 сек. после начала раскачки на высоте 600-800м к-н Лесняк доложил РП о случившемся. РП подал экипажу безграмотную команду на выключение демпферов. На шестой минуте полета с-т с большим положительным углом тангажа и левым креном столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Экипаж погиб. Причина: закупорка проводки динамического давления у КК, разница в показаниях скорости у членов экипажа.[3][4][5]
    13.01.89 =Ту-22М3=М-р Зерцалов В.= Монгохто =4=После взлета при наборе высоты самолет упал в Татарский пролив. [1]
    14.02.89=Ту-22М2=К-н Карпенко Г.В.=Шайковка 52 ТБАП=4=Экипаж выполнял полет ночью по маршруту с инструктором-летчиком, зам.комдива п-ком Логуновым В.И. На маршруте после работы на а/п Калиновка(Крым) по команде ведущего группы экипаж Карпенко перешел в набор высоты с 1200 до 10100м. После доклада о проходе 7000м экипаж перестал информировать ведущего о своей высоте. После набора Н=8100м экипаж обнаружил отказ электропитания, на снижении сделали 3 попытки запуска ВСУ, окончательно разрядив АБ. Инструктор доложил на РЦ УВД Симферополь об отказе бортового электропитания и работе на аккумуляторе с просьбой обеспечить посадку на ближайший аэродром с простой погодой. По данным постов ПВО с-т начал энергичное снижение по крутой траектории, после чего на экране РЛС отметка пропала. Экипаж штатными средствами спасения воспользоваться не смог и при столкновении с землей погиб. С-т упал в 36 км севернее города Мариуполя. Причина: отказ блока коммуникации 6-ти генераторов постоянного тока.[3] [4]
    12.04.89=Ту-22М2==Николаев 33-й уч. Центр =3=Весной упал на взлете самолет, причина - КПН, связанный с нарушением технологии сверловки панели поворотного узла. Успели катапультироваться штурман-оператор и штурман (пилоты по "выработанному инстинкту" пытались парировать крен). Оператору высоты хватило. Штурман "вышел" из перевернутого самолета. [3][5]
    ??.??.8?=Ту-22М2=Смирнов= Сольцы 840 ТБАП =0=Грубая посадка. Самолет списали.[3]
    ??.??.8?=Ту-22М2== Быхово =0=На взлете отказ двигателей, все катапультировались, самолет не загорелся метров 600-700 от торца ВПП по курсу взлета лежал.[3]
    ??.??.8?=Ту-22М3== Бобруйск 200 ТБАП=0=На земле при запуске двигателя пожар. Самолет сгорел.[3]
    ??.??.8?=Ту-22М3== Тарту 132 ТБАП=0=При пробе двигателей в ТЭЧи сгорел самолет.[3]
    ??.??.8?=Ту-22М3== Дягилево Рязань 43 ЦБП и ПЛС=0=Полет по кругу, помпаж одного двигателя, затем другого. Экипаж катапультировался, самолет "плюхнулся" на поле с перегрузкой 3.5g.[3]
    21.05.90=Ту-22М3=КК к-н Захаревич Ю.И.= Октябрьское=1=НПМУ. Экипаж выполнял полет в зону по программе подготовки помощника командира корабля. При отходе от аэродрома в зону на 7мин полета на Д=35км от аэродрома и на Н=3300м, в режиме горизонтального полета, экипаж услышал хлопок с толчком сзади в районе правого двигателя с последующим срабатыванием сигнализации о пожаре в левой и правой мотогондоле и ухудшении управляемости самолетом. КК выключил правый двигатель, применил систему пожаротушения, доложил РП. Из-за потери управляемости принял решение на катапультирование. РП дал команду на катапультирование, после чего экипаж катапультировался. Три члена экипажа невредимы. Штурман экипажа погиб из-за повреждения парашютной системы осколками разрушающегося самолета. Самолет взорвался в воздухе, обломки упали в районе н.п. Зуя. Причиной ЛП явилось нелокализованное усталостное разрушение в полете переднего рефлектора первой ступени турбины правого двигателя НК-25, что привело к возникновению пожара, выводу из строя управления самолетом, разрушение планера и его систем. [5]
    ??.??.90=Ту-22М3== Дягилево Рязань 43 ЦБП и ПЛС=1=Самолет имел общий налет 70 часов. Переучивание экипажа из Стрыя. Н=3100. ПМУ Ночь. Зона на отработку запуска двигателя. Инструктор дал команду, что выключает правый двигатель, а сам выключил левый. КК дал команду ШО выключить генераторы правого двигателя. Начали дергаться, посадили АБ, при U=17вольт поднялся левый интерцептор. Экипаж катапультировался. ШО через 2 недели скончался.[3]
    04.09.92=Ту-22М3==Веселый ВВС ЧФ=2=Разбился при заходе на посадку 5 км от торца ВПП. Причина: отрыв лопатки, пожар левого двигателя. Погибли: КК, ВШК [3]
    По информации от Александра Попова – все остались живы.
    На борту 09 КАЭ п/п-к Пьянзин с правого места вывозил м-ра Рылина. 4 сентября в пятницу А.Попов был дежурным по связи и РТО, на момент аварии, между 20 и 21 ч.мск, находился на КДП. После аварии с радиостанцией убыл в составе НПСК на место катастрофы. С-т загорелся на траверзе КДП на "коробочке", на посадку заходить не пытался, летчики катапультировались примерно через 40 секунд после того, как доложили, что "сработал главный", с-т упал на расстоянии 24 км от аэродрома, все остались живы. Пьянзин получил компрессионный перелом позвоночника, т.к. не был готов к принудительному катапультированию экипажа. [5]
    ??.??.9?=Ту22м3==ВМФ=4=Во время полета произошел отрыв лопатки двигателя. Она прошила гидросистему - самолет потерял управление. Из-за рассогласования стабилизаторов высоты, самолет в непроизвольной 'бочке' падает. Экипаж пытался катапультироваться, но из-за малой высоты погиб.[1]
    08.07.04=Ту22м3=М-р Тяпкин О.= Сольцы 840 ТБАП =4=При выполнении планового тренировочного полета ночью в самолете произошел отказ генератора. Экипаж около 23:40 при заходе на посадку выпустил шасси и включил фары. На удалении 14 км от взлетно-посадочной полосы фары погасли, самолет стало разворачивать. Руководитель полетов дал команду экипажу на катапультирование. Но экипаж не смог катапультироваться, потому что из-за разряженных аккумуляторов катапульты не сработали. Экипаж: командир корабля м-р Тяпкин Олег, штурман м-р Толстов Николай, штурман-оператор к-н Иванов Александр, помощника командира корабля к-н Ласков Илья - погибли. [3]

    Всего катастроф: 22 Погибло л/с чел.: 41

    Источники:
    [1] ДУДИН Валентин "Не скажут ни камень, ни крест, где легли ..."
    http://aviapanorama.narod.ru/journal/1996_1/home.htm
    [2] Казань. Гибель лётчиков-испытателей http://www.bratishka.ru/index.php
    [3] АВИАЦИОННЫЙ ФОРУМ AVIA.RU: > Темы: Аварии и катастрофы Ту-22М, Последний бой Ту-16(2)
    [4] Рощин Г.П. История дальней авиации, часть II, 1946-2000 г. М.2003. 224 с. тираж 300 экз., ссылка на издателя http://www.airforce.ru/announcement.htm#07.02.2004
    [5] Электронные письма ветеранов Дальней Авиации.
    [6] Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/

    P.S. Приведены все, встречающиеся в открытых источниках, аварии, катастрофы и потери Ту-22М.
    Некоторые, возможно, относятся к одному событию, многие требуют уточнения.

    Сокращения:
    РП – руководитель полетов;
    КК – командир корабля, левый летчик;
    ПКК – помощник КК, правый летчик;
    ШК – штурман корабля, штурман-навигатор;
    ВШК – второй штурман корабля, штурман-оператор;
    ОРЭБ – офицер средств радиоэлетронной борьбы;
    ВСР – воздушный стрелок-радист;
    КОУ – командир огневых установок;
    ТБАП – тяжелый бомбардировочный авиационный полк;
    ОДРАП – отдельный дальний разведывательный авиационный полк;
    УМП – условия минимума погоды;
    ПМУ – простые метеоусловия;
    СМУ – сложные метеоусловия;
    НИИ ВВС – ноучно-исследовательский институт военно-воздушных сил;
    ЦБП и ПЛС – центр боевой подготовки и переучивания личного состава;
    РТР – радиотехническая разведка;
    ДА – дальняя авиация;
    ВМФ – военно-морской флот;
    СФ – Северный флот;
    ТОФ – Тихоокианский флот;
    ЧФ – Черноморский флот;
    БФ – Балтийский флот;
    п-к – полковник;
    п/п-к – подполковник;
    к-н – капитан;
    ст.л-т – старший лейтенант.
    БВПП – бетонная взлетно-посадочная полоса;
    ГВПП – грунтовая взлетно-посадочная полоса;
    ВМС США – военно-морские силы Соединенных Штатов Америки;
    ДПРМ – дальний приводной радиомаяк, находится в 4км от ВПП;
    БПРМ - ближний приводной радиомаяк, находится в 1км от ВПП;
    РУД – ручка управления двигателем.
Вернуться на первую страницу

© 2005. Авторы сайта 219 ОДРАП и дизайн: Злобин В.В. и Гетун И.В., All Rights Reserved


Рейтинг@Mail.ru