Свои замечания и материалы можно выслать Виктору Злобину на E-mail: vvz-tu16@mail.ru
В полете ПКК Гусев |
КК Ягодкин и ШК Маругин |
Строй пары Ту-16 * |
Дозаправка Ту-16Р 21 * |
Аэродром Хвалынка. П/з120 «Тренировочный полет на боевое применение по маршруту с переменным профилем», продолжительность 4ч10м. Автономное бомбометание 2-x П-50-75 по цели 105 на авиаполигоне Литовко (севернее Хабаровска в приамурских болотах, площадью 20км х 20км).
После Кемы разворот влево и 19 минут с курсом 26* до м.Золотой. [карта - Маршрут-Литовко 1]. Выполняем калибровки РБП-4, т.к. устройство ламповое после прогрева необходимы дополнительные настройки. Иногда перегорали лампы, но у штурмана-оператора всегда был запасной комплект и он мог устранить неисправность прицела в полете. Попутно ШК выполнял визуальную воздушную разведку кораблей в портах или в море, плановую воздушную съемку - фотоаппаратом АФА-42-20, маршрутное фотографирование площадей - спаркой АФА 42-75. Перспективное фотографирование объектов– АФА-42-75. ВШК производил радиолокационную разведку кораблей в море с фотографированием «картинки» экрана РБП-4 встроенным фотоаппаратом ФАРМ-3, который в автоматическом режиме выполняет съемку всего маршрута полета. Выполняем тактическое бомбометание по мысу Золотой. После опять поворот влево на курс 332*, 29 минут до Комсомольска-на-Амуре (в радиолокационный прицел РБП-4 далеко виден мост через Амур). Опять проверки и калибровки. [Маршрут-Литовко 2]. В этом районе погиб 21.02.84 экипаж майора Баранова В.А. из нашего 219-го ОДРАП, тело ПКК ст.л-та Бухарина так и не нашли, где-то здесь он в горах покоится... Cамолёт м-ра Баранова лежит между речками Сукпай и Кабули по разным сторонам водораздельного хребта, кабина на северном, корма на южном. Над Комсомольском-на-Амуре опять разворот влево на курс 282* и через четыре минуты мы на боевом пути. В бомбоотсеке Ту-16Р подвешены две «маленькие» - учебные дневные бомбы П-50-75 для двух заходов на полигоне. Работа на боевом пути штурмана корабля (ШК) и второго штурмана корабля (ВШК): Автономное бомбометание П-50-75 по цели 105. РБП-4 переключен в масштаб М200 (10 двадцатикилометровых круговых меток). Дальность до цели (Д)160км, БМПУ=208* БУПУ=192*, Комсомольск слева на траверзе - 68км. Промер УС, уточнен ие скорости V, высоты H, коррекция ГПК. На боевом пути докладывается курсовой угол и дальность до цели. Подаются команды о довороте самолета с таким расчетом, чтобы черта делила цель пополам. При сходе цели с азимутальной черты ВШК подает команду о довороте самолета так, чтобы цель находилась на курсовом угле, равном УС. Командир корабля(КК) следит за работой автопилота, строго выдерживает заданный режим полета и точно выполняет довороты самолета по командам. Управление автопилотом можно переключить на ВШК, и довороты в этом случае выполняет самостоятельно со своего пульта. Д130км – Амурск 66км. Рубеж 120 Доклад ВШК: «Цель маркеры вижу, ФАРМ – автомат – 20». Устанавливается радиосвязь с полигоном. Цель с маркерами выглядит, как три контрастные точки, образующие равносторонний треугольник. Вершина – цель 105 – направлена вниз. Д110 – Эльбан 45км. Курсовой угол цели. Д100 РБП-4 М100(5 двадцатикилометровых круговых меток). Уточнение УС. Д95 – озеро Болонь 46км. Д90 – «Сектор», переключение с кругового вращения антенны ~20об/мин в секторное 45* ~50 кач/мин. Д85 – ВШК: «Приготовиться к отсчету». Д80 – ВШК: «Отсчет Д80». Д75 - озеро Болонь 35км. Д70 – ВШК: «Включить «Главный»» (ШК включает «Главный»-кассетный держатель АБ), промер УС, развернуть азимутальную шкалу РБП на УС. Начало снижения. Д60 – выключить секундомер, расчет путевой скорости W. Д58 –«Генератор, наведение, управление», включить переменный масштаб 10-70. Д55 – включить «Визир» Рубеж 50 - Доклад ВШК: «Цель, маркеры, высотное вижу, ступенчатая 0», через каждые 5 км – курсовой угол цели (КУЦ) и наклонную дальность (НД). Рубеж подхода к полигону. Д45 – ВШК: «Уточнить V, Н, КУЦ НДсбр. Д30 – ВШК: «Гироскоп, приготовиться к переходу, приготовиться к рубежу 25» Рубеж25 – ВШК: «Рубеж 25. Отсчет. Цель, маркеры вижу. (Переход.)» (В том случае, когда бомбометание выполняет ШК по ОПБ-11, он переходит от индикатора РБП к оптическому прицелу ОПБ) Д22 – ВШК: «Автосброс» и доклад КУЦ и НД через 2 км. Д20 – убрал масштабные метки, проверил наклонную дальность сбрасывания. Д18 – ВШК: «Приготовиться к люкам. Люки.» ШК устанавливает переключатель «Сброс оператор» в положение – «Разрешен». Рубеж разрешения бомбометания. Д16 – ВШК: «Селекторы. «Готов» – горит» За 1,5-2Н доворот в наветренную сторону на 1/3УС. ВШК: «Цель на метке, сброс!» ВШК нажимает кнопку сброса КСБ-49. Но если не виден один из элементов радиолокационной цели, грозовая облачность на полигоне, сомнении в выборе точки прицеливания, неисправность бомбовооружения, отсутствие связи с полигоном и по другим причинам - бомбометание запрещено. Следует холостой проход, возможен повторный заход на боевой путь с разрешением РП полигона. Первый сброс выполнен. Записывается в бортжурнал время, курс, высота, УС, КУЦ, НДсбр, W) и с замиранием все слушают эфир и выполняем разворот вправо на курс 318* для второго захода на цель, набираем высоту. РБП – круговой обзор М100. После отделения бомбы от самолета, на высоте 1км от земли срабатывает пиротехнический трассер, при падении на землю – облако оранжевого цвета (ночью вспышка 3сек). 2-3 бойца на полигоне замеряют азимут и докладывают РП полигона, тот и определяет по планшету место падения. РП по внешней радиосвязи сообщает дальность от цели (обычно три цифры) и азимут (три цифры). Оценка бомбометания определяется на основании вероятного отклонения (ВО) - половины ширины центральной полосы эллипса, вмещающей 50% всех попаданий . На основании теоретического исследования результатов боевых и учебных бомбометаний составлены нормативные формулы для расчета вероятных отклонений. Эти формулы определяют рассеивание для экипажей с хорошей бомбардировочной подготовкой. Для экипажей с отличной подготовкой допускается рассеивание не более двух третей нормы рассеивания для экипажей с хорошей подготовкой, т.е. ВОотл = 0,67 * ВОхор. Для экипажей с посредственной бомбардировочной подготовкой допускается рассеивание, превосходящее норму для экипажей с хорошей подготовкой на две трети, т. е. ВОпоср = 1,67 * ВОхор. На земле вокруг мишени очерчен круг – 30м, при попадании в него следует сообщение «шесть нулей» - КК, ШК и ВШК ожидает благодарность. Но если бомба упала от цели более пяти ВО, то экипаж тоже отмечают, только в негативе. Их имена попадают в историю в раздел «Ошибки бомбометания». Но самое страшное – это внеполигонное бомбометание. В анналы истории попадают как «отличники» бомбометания с «шестью нулями», так отбомбившихся с результатом более пяти ВО. Вот некоторые исторические даты полигона Литовко и 219 ОДРАП: 04.04.79 КК Гмызов, ШК Хавандеев; 11.12.80 КК Нелипа, ШК Алдаров; 06.07.81 КК Царев, ШК Ренжин; 11.01.83 КК Кабаков, ШК Колодников; 21.06.84 КК Киреев, ШК Митюрников. Ну вот, отбомбились на «хорошо», продолжаем набор высоты, впереди горы до 2200м, внимательно. Здесь разбился 20.04.77г на Ту-16 экипаж майора Жукова Л.А. из соседнего 303 ТБАП (Завитинск). Экипаж выполнял полет ночью на воздушную разведку по учению «Кедр-77». При снижении на участке маршрута озеро Эворон – полигон Литовко самолет столкнулся с сопкой. Через 15 минут новый курс 37*, по истечении 12 минут еще один небольшой семиминутный участок с курсом 125* и вновь на боевом пути БМПУ=208* БУПУ=192*. И опять работа штурманов на боевом пути. Хотя бомбоприцелы и имеют некоторые вычислительные функции. Основным деревянным компьютером у штурманов была навигационная линейка НЛ-10м. [НЛ-10м на планшете] Отбомбились - вторая «четверка», разворот влево на курс 192* и мимо Хабаровска – домой. (Маршрут-Литовко 1). Но здесь тоже нельзя расслабляться справа – граница с Китаем, строго контролируем правые траверзы. Ходы Н7,8 – Новопокровка Н8,8 – Кировский Н3,9. Заход на посадку - см. «Виртуальный полет в коридор». |
* Фотографии с сайта: airwar.ru
© 2005. Авторы сайта 219 ОДРАП и дизайн: Злобин В.В. и Гетун И.В., All Rights Reserved