Послесловие к книге от автора Владимира Михайлова
    Время смыло мосты. Назад переправы нет. Только вперемешку горькие и сладкие воспоминания - это порой единственное, что остается у нас главным и весомым в конце пути нашей жизни! Прошлое рухнуло и растворилось во времени. А мы уходим в «мир», открывающийся в своей внутренней сути. Разум меняется каждый день, но сущность нас самих остается прежней. И тянется хрупкая нить, которую не оборвать.
    В жизни так мало настоящей дружбы и любви, потеря которых оставляла бы душевные раны. Иногда с опозданием, мы вдруг понимаем, что он не тот друг, который живет в памяти, потому что расстояние между нами непреодолимо. Однако, обязательно будут рядом друзья, которые выстроят для нас Млечный Путь, чтобы мы увидели звезды. Но есть традиции, которых нам не хватает всю жизнь. Эти традиции выращены и выстраданы нашей прежней работой, тем самым смыслом жизни, ради которого стоило жить, и она потрачена не зря.

    ТОЧКА ВОЗВРАТА

    В.П. Михайлов


    Книга В.Михайлова

    Представление книги однополчанам

    Автор книги В. Михайлов с однополчанами

    Фрагмент книги В.Михайлова

    Фрагмент книги В.Михайлова
    Повесть «Точка возврата» - это ощущение любви и верности к небу, это переживание сознания, из которого мы созданы. В любви и верности нет будущего, нет прошлого, в них настоящий момент вечности. В синее мироздание, куда влекло нас беспокойство, в эту зыбкую среду, где пульсом бьется жизнь, мы улетали, не питая иллюзий. Мы снова и снова обретали этот мир небес, мы чувствовали в ней душу. Земля проваливалась вниз. Здесь кончался осязаемый мир! Но проходило время, отведенное нам для свидания с небом, и мы возвращались домой.
    Бегущая навстречу, бетонная полоса затормаживается и замирает. Привычный мир восстанавливается!
    Признаю объективный факт, что писать об авиации можно бесконечно много и долго. Особенно о своей родной Дальней авиации. Небольшой повестью о жизни 219 ОДРАП я как бы хотел напомнить, что был такой удивительный разведывательный полк с удивительными людьми в удивительное время. Когда были другие ценности, как преданность, честь, долг перед людьми и Отечеством. Наше время – прекрасное время. А какие были люди! Они, как один, свято верили в страну и в то дело, которому служили.
    Написать обо всех и обо всем в повести не представляет возможности, иначе из художественного произведения получилась бы беллетристика. Я взял самые яркие и запоминающиеся моменты той жизни, которые оставили в моем сердце глубокие царапины. Однако, я обязательно должен назвать друзей и соратников, с которыми мне повезло в жизни. Я попытаюсь сделать это честно и правильно. Если кого не вспомню, прошу меня извинить.

    Днем рождения 219 ОДРАП официально считается 15 сентября 1942 года, годом расформирования – 1998 год. Без малого более 50 лет легендарной истории боевого полка и людей, служивших в нем и отдавших полку свою молодость, жизнь и частичку своего сердца. Я охватил небольшой период, всего лишь пятнадцать лет, так мало для истории полка и так много для судеб моих соратников. Поэтому постараюсь вспомнить всех, с кем мне посчастливилось быть рядом, выполняя святой долг защитника Отечества.
    Внутри каждого из нас живет Солнце. Его доступность окружающим определяется состоянием нашей души. Душа не может сидеть взаперти, она бунтует и требует свободы. Я очень хотел поделиться с Вами этим состоянием в надежде, что мои воспоминания, отраженные в повести «Точка возврата», вернут Вас на несколько лет назад в прошлое, в те мгновения, которые можно считать самыми счастливыми, когда мы были молоды, увлечены своей работой и своим местом под солнцем. Когда мы безответно любили своих женщин, рождение детей считали даром свыше, воздух был слаще, а погоны, которые мы носили, были самые строгие судьи той холодной войны, выпавшей на время нашей юности – это был восторг перед миром. Да. Мы обласканы нашей судьбою!
    И всё же, перед тем как начать официальную часть, мне хотелось бы выразить благодарность судьбе за удачу, данную мне, быть рядом с людьми, чья миссия и видение связаны с их внутренними потребностями и мотивами, а так же самосознанием и совестью. Они всегда настойчиво стремились к осуществлению своей мечты и жили жизнью, которую себе вообразили, и добились успеха, невозможного, если идти обычным путем. Это их компас, который придает смысл и нашей жизни. Благодаря их принципам и приверженностям долгу, чести и совести, мы, соприкасаясь с ними ежедневно, задавали своей жизни такое же направление. У нас возникала необходимость задуматься над личной миссией бытия. Кто я? Какова моя жизненная философия? Куда я иду? Во что я верю? А главное, всегда хотелось быть таким же, как они. Впитывая в себя их моральные ценности, мы приобретали персональный маяк, не позволяющий нам сбиться с курса и забыть о своей мечте и цели.

    Это - командиры полка: Баусов Николай Михайлович, Понаморенко Павел Иванович, Бычков Владимир Филиппович.
    Между собой мы ласково называли их Батей. Они были настоящими профессионалами и знатоками человеческих душ. Мы не творили себе кумиров по собственному желанию, нам их дарила сама жизнь. Мы всегда с ними чувствовали себя в безопасности. Только мы знали, что под их командованием авиационный полк - наш дом, где чтили традиции, а мастерство и любовь к своей профессии возводились в культ. Нас процеживали через небо, вдыхали душу и наделяли волей. Они готовили из нас покорителей неба.

    Это - командиры эскадрилий: Бешенов Иван Васильевич, Акинфиев Александр Сергеевич, Антонов Лев Игоревич, Богатов Юрий Васильевич, Шканов Владимир Николаевич.
    Учителя и старшие наставники. На их долю ложилась самая большая ответственность – поставить молодое пополнение «на крыло» и сделать из них профессионалом летного искусства. Уходили месяцы и годы на вывозные тренировочные и контрольные полеты по кругу, в зону, в закрытой кабине, в облаках, в строю пары на дозаправку топливом, чтобы летчики могли применить своё умение в реальных боевых условиях. Они передавали им своё умение летного мастерства, так же скрупулезно и дотошно, как это делает лекарь, отдавая свои знания о травах накопленные веками, своему молодому ученику. Жизнь замедляла ход, менялся смысл бытия, исчезали расстояния и пространства. Молодые пилоты, они так слабы, и так не заметен выполняемый труд командиров. В молодые сердца вливались знания и опыт, и они уносили с собой всё то, чем так щедро одаривали их учителя, которые были их надеждой и гордостью, а значит, завтрашний день будет прочным. Чувство тревоги за экипажи, находившиеся в воздухе, ложилось тяжелым грузом на плечи командиров. Они беспокоились за них, зная, что нет на свете ничего более хрупкого, чем надежда. Научив их слышать голос земли и зов неба, улетать на задание и возвращаться домой, командиры успокаивались, как родители, чьи несмышленые дети закончили школьную программу и шагнули в мир. Однако, они для них так и останутся навсегда хрупкими детьми, даже когда состарятся.

    Это – командиры кораблей: Алексеев Слава, Мезенцев Юра, Гусев Володя, Испуганов Альберт, Коновалов Саша, Матюхин Гена, Монахов Юра, Нелипа Сергей, Нестерук Толя, Рукавишников Боря, Шарников Витя, Шукалов Сергей.
    От их профессионализма зависело выполнение боевой задачи, а главное, жизнь экипажа. Они были молоды и сильны, у них уже были накопленные сокровища знаний и опыта. Они взваливали на себя всю работу. Живя по своим законам, со своим особым смыслом, их жизнь была насыщена до предела. Уже повидавшие на своем веку кажущуюся пустоту и безмолвие небес они мудро оценивали опасность, ибо все, чем полна жизнь опытного пилота, ни почем молодым. Так от поколения к поколению передавался бесценный опыт летного долголетия.

    Это – помощники командиров кораблей: Ананьев Валера, Казимухометов Рашит, Киреев Володя, Киш Игорь, Никитюк Юра, Прокопочкин Серега, Салахутдинов Миша, Царев Володя.
    Их должность говорит сама за себя. Но ответственность за отработку отдельных элементов техники пилотирования и выполнения задания нисколько не меньше, чем у командира. В дальнейшем все они стали классными командирами кораблей.

    Это – штурманы: Бухаров Николай Васильевич, Романов Василий Петрович, Колчин Валерий Вениаминович, Лобода Влад, Казаков Анатолий, Алдаров Игорь, Банин Сергей, Белоусов Володя, Васильев Анатолий, Видеман Виктор, Карпов Слава, Злобин Виктор, Мартьянов Сергей, Самодуров Володя, Саповатов Сергей, Сафронкин Василий, Семушин Володя, Смирнов Гера, Хавандеев Володя, Шабунин Алексей, Чернаков Анатолий.
    Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет и отмечает передвижение на карте воздушного корабля, а также следит за исправной работой навигационных приборов. Но, чтобы достичь штурманского искусства, нужна изнурительная подготовка: вывозные, тренировочные, контрольные, зачетные полеты по маршруту на боевое применение авиабомб вспомогательного и специального назначения с маневрированием и переменным профилем. В нейтральных водах, при выполнении специального задания, провести плановую перспективную фотосъемку, а так же все виды воздушной разведки - визуальной, радиационной и радиолокационной.
    На бытовом языке понятие штурман является более широким. Это профессионал своего дела – человек, умеющий единолично или с командой управлять воздушным кораблем. Слово штурман употребляется и в переносном значении - вожак, человек, знающий цель и ведущий других к ней!

    Это - операторы РЭБ или офицеры радиотехнической разведки: Голованов Вячеслав Семенович, Сущенко Анатолий Федорович, Костряков Женя, Никонов Коля, Деряев Толя, Дмитриев Володя, Мамаев Александр, Цветков Николай, Алексеев Петр, Алферов Женя, Бурмистров Костя, Тетеруков Саша, Каштанов Миша.
    Операторы РТР, чуть позже они носили обозначение как операторы РЭБ. Менялось название, но содержание оставалось тем же - ведение радиотехнической разведки вероятного противника. Экипажи разведчиков уходили в нейтральные воды к границам интересующих стран, чтобы операторы могли точно определить, что изменилось за определенный период в мире электроники, а значит, и в мире новых технологий вооружения. Потом по их данным введут коррекции в траекторию спутников - разведчиков для более тщательной проверки, а главнее, для подтверждения выявленного электронного объекта. И только потом уже специалисты ГРУ возьмутся найти его в указанном пункте и сфотографировать хотя бы антенну, по которой профессионалам не предоставит труда определить её диапазон волн и прямое назначение РЛС для нового вооружения. А пока операторы радиотехнической разведки просто выполняли свою работу, чтобы остаться в памяти другого поколения, как атланты, умеющие видеть свою цель, сквозь пространство за несколько сот километров. Как не странно, но эти ребята всегда отличались от других членов экипажа своим масштабом воли и огромным чувством ответственности. Они рождены быть победителями и таковыми останутся на всю жизнь.

    Это – ВСР и КОУ - воздушные стрелки радисты и командиры огневых установок: Кондратенко Иван, Островский Володя, Мойса Гена, Дында Володя, Аржевикин Коля, Сукманов Володя.
    Телохранители экипажа. Поле зрения в полете - задняя полусфера, то - есть полнеба, во всю необъятную ширь. За полнеба они отвечают своей жизнью. Самопожертвование - прекрасно, когда гибнут немногие, ради спасения других.

    Это - технический состав. Я преклоняю голову и от всего сердца говорю огромное спасибо за самоотверженный труд инженерно – техническому составу. Не покладая рук, они творили чудеса на земле, готовя машины в небо, а потом с тревогой всматривались в даль горизонта, ожидая возвращения экипажей. В минуты ожидания воображение разыгрывалось, глаза затягивала грусть, а молодые лица старели от непонятного чувства страха за ребят, летевших в темноте ночи. Тяжелой походной они ходили в своих капонирах, ища себе работу, чтобы отвлечься. А потом курили до одури, чтобы в этой зыбкой среде ожидания не потерять рассудка. Они делали для себя открытия, они переживали за экипаж как за своих маленьких детей потерявшихся в грозном небе среди остроконечных вершин облаков, встающих на горизонте. Далекий голос звучал эхом: «Экипажи садятся»! Смятение уходило, мир души восстанавливался. Они преображались, теперь они победители. Ими сделано всё, чтобы уберечь экипаж от несчастий, бед и невзгод. В такие минуты они так нуждались в добром человеческом слове. Лица летчиков чуть осунулись. «Все в порядке командир?» «Да. Спасибо вам, ребята, техника работала безотказно»! На лицах техников радость и едва заметная усталость, в которой отпечаталась вся их жизнь. Они были незримой частью экипажа, а может даже чего-то огромного целого.

    Выражаю искреннюю благодарность за предоставленную информацию по личному составу полка и фотоснимки полетов самолетов Дальней авиации в нейтральных водах Северного ледовитого и Тихого океанов. Злобину В.В., Гетун И.В., Коротееву А.

    С уважением, Владимир Михайлов.


    Эту книгу можно приобрести и получить на встрече однополчан,
    предварительно сделав заказ.

    Координаты автора:
    Михайлов Владимир Петрович
    E-mail: mixailov50@mail.ru
    тел. 906-746-4112


    Слова Михайлова В.П. Муз. Михайловой Н.А.

    Мой ОДРАП (Гимн 219 ОДРАП)
    1 куплет
    В небе шум турбин слышу я,
    Память возвращает меня.
    В мой любимый Спасск,
    В туманы над тайгой, 2 раза
    Где мужали мы в полетах с тобой.
    2 куплет
    Ту-16, борт двадцать два
    Песня лебединая моя!
    Летный класс, планшет,
    К полетам инструктаж. 2 раза
    И к заданию готов мой экипаж.
    3 куплет
    По бетонке лайнер на взлет.
    Нам в нейтралку выпал полет.
    Штурман держит курс,
    А пилот штурвал, 2 раза
    Оператор наблюдает в Радар.
    4 куплет
    Промелькнула тень за бортом,
    И Фантом прижал нас крылом.
    Янки дарит нам
    Свой лукавый взгляд. 2 раза
    Знаем - это настоящий перехват.
    5 куплет
    Но с маршрута мы не свернем
    И Авианосец найдем.
    И подлодки след
    Не скроется от нас. 2раза
    Потому что оператор РЭБ – высший класс.
    6 куплет
    За окном простор голубой,
    Наш полет на дальность с тобой.
    Танкер подошел к нам
    К крылу крыло, 2раза
    Дозаправку совершив заодно.
    7 куплет
    Мой полёт закончен ночной.
    Я иду усталый домой.
    Дверь откроет мне
    И прильнёт к плечу 2 раза
    Женщина моя, которую люблю.
    8 куплет
    Пусть года бегут чередой,
    Для меня ОДРАП - дом родной.
    Здесь я с честью жил
    И родине служил. 2раза
    Летной дружбой, как Святыней, дорожил.
    9 куплет
    А теперь мне снится порой,
    Я ещё совсем молодой,
    В куртке и унтах
    И лайнер предо мной. 2 раза
    А в полет уходит сын мой дорогой.
    10 куплет
    В небе шум турбин слышу я,
    Память возвращает меня
    В мой любимый Спасск,
    В туманы над тайгой, 2 раза
    Где мужали мы в полетах с тобой.
    Историческая справка 219 ОДРАП

    Личный состав 219 ОДРАП

    .


Вернуться на первую страницу

© 2005. Авторы сайта 219 ОДРАП и дизайн: Злобин В.В. и Гетун И.В., All Rights Reserved


Рейтинг@Mail.ru